Структура и органы управления образовательной организацией

03.09.2018

В МБОУ Вершининская НШ-Д/С структурные подразделения отсутствуют.

Структура образовательного учреждения и система управления.

 Система управления учебно-воспитательной работой, процессами стабильного функционирования, объектами жизнедеятельности в МБОУ Вершининская НШ-Д/С строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы и локальными актами.

Механизмы контроля и управления определяются Правилами внутреннего трудового распорядка, распределением функциональных обязанностей между руководителем и должностными инструкциями сотрудников школы.

В единой структуре управления  директор, главный бухгалтер,  руководитель ШМО имеет конкретные функциональные обязанности.

Структуры подразделений образовательного учреждения:

Для руководства педагогической деятельностью в школе создан Педагогический Совет, который

  • обсуждает и проводит выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
  • принимает решения о проведении переводных экзаменов в классах, их количестве и предметах, по которым экзамены проводятся в данном году;
  • организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, распространению передового педагогического опыта;

    Методическое объединение  школы является консультативным органом по вопросам организации методической работы ОУ.

Необходимость совершенствования системы управления школы диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями. Для реализации поставленных целей управляющая система школы должна обеспечить:

— целеполагание, прогнозировать результаты своей работы;
— оптимальную расстановку кадров;
— формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности, к работе в творческих группах;
— качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладает стимулирующим характером.

Механизмы контроля и управления, связь между структурными подразделениями в нашей школе определяются Правилами внутреннего трудового распорядка, распределением функциональных обязанностей между руководителем и должностными инструкциями школы. В единой структуре управления директор, руководитель ШМО имеют конкретные функциональные обязанности, выстроенные по единой схеме:

— анализируют;
— планируют;
— организуют, обеспечивают, осуществляют и несут ответственность;
— контролируют;
— делают выводы и вносит предложения.

Это дает возможность строить внутришкольное управление по конечным результатам, оценивая при этом:

— качество знаний, умений, навыков, динамику учебной успешности;
— уровень общеучебных навыков и умений;
— уровень воспитанности и эмоционального развития;
— состояние здоровья и здорового образа жизни.

Невозможно добиться успеха в учебно-воспитательном процессе, не зная отношения ученика к школе, мотивов к учебе, его активность и познавательный интерес. С целью изучения данных вопросов в школе часто проводятся различные анкетирования учащихся для последующей работы классных руководителей, родителей и педагогов.

Управление невозможно без сбора, обработки и хранения информации. Школа имеет свой собственный школьный сайт, электронную почту, что увеличивает степень прозрачности и открытости представленных данных. Информационные технологии используются педагогическим коллективом и администрацией в контрольно-аналитической деятельности, прогнозировании, аттестации педагогических кадров.

Администрация школы активно использует технологию управления по результатам, которая позволяет выйти на качественно новый подход к процедуре анализа результативности педагогической деятельности.

Система управления школы представлена следующими структурами:

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет стратегию развития школы, представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы. Осуществляет управление функционированием школы  и контролирует выполнение  работ всех уровней  структур .

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционирует педагогический совет школы. Педагогический совет – коллективный орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривает проблемы, подготовленные администрацией школы, несет коллективную ответственность за принятые решения.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень ответственных за УВП, руководитель ШМО

Ответственный по учебной работе: контролирует выполнение государственных стандартов образования, отслеживает уровень  сформированности  общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования, осуществляет контроль за  качество преподавания и качеством знаний обучающихся, организует методическую работу.

Ответственный  по воспитательной работе, классные руководители, организуют внеурочную воспитательную работу с детьми.   Контролируют состояние воспитательной работы в школе, отслеживает уровень воспитанности учащихся, работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечают за связь с внешкольными учреждениями.

Четвертый уровень организационной структуры – обучающиеся. По содержанию – это уровень оперативного управления, но из-за специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем самоуправления..

В школе действует общешкольный родительский комитет. Он содействует объединению усилий семьи и школы в деле обучения и воспитания детей. Оказывает помощь в определении и защите социально не защищенных учащихся. Родительский комитет школы обсуждает кандидатуры и утверждает списки учащихся, которым необходимо оказать материальную помощь в любой форме; контролирует питание школьной столовой и занимается другими  вопросами жизни школы, которые не оговорены и не регламентированы Уставом школы.

Основные формы координации деятельности управления образовательного учреждения:

  1. Педагогический совет -1 раз в четверть;
  2.  Совещания при директоре   — 1 раз в месяц;
  3. Заседание методического объединения по предмету   — 1 раз в четверть.

1.1.Управление муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Вершининская начальная школа-детский сад» (далее — учреждение) осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и общеобразовательного учреждения.

1.2. Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.

1.3. Формами самоуправления является общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольное родительское собрание. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор школы. Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания трудового коллектива, а также директора закреплено в Уставе образовательного учреждения.

2.       Структура и функции управления.

2.1. В учреждении существует следующая структура управления по вертикали:

уровень директора школы;

уровень руководителей МО;

уровень педагогических работников.

Общественные субъекты управления :

-председатель профкома;

-председатель школьного родительского комитета;

2.2. Система взаимосвязи организационной структуры характеризуется:

-деятельность директора регламентирована функциональными обязанностями;

-деятельность структурных подразделений регламентирована «Положением о педагогическом совете», «Положением о методическом объединении».

2.3. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев учреждения.

3. Информационное и документационное обеспечение управления образовательным учреждением.

3.1.Необходимым условием управления учреждением является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления учреждением состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.

3.2. Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения :

—  удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;

—  информировать об организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении;;

—        передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно,  направленные им;

—        систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности обучающихся;

—        информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.

3.3 .Система документационного обеспечения управления включает комплекс  взаимосвязанных документов:

—        организационные документы;

—     распорядительные документы;

—      информационно-справочные документы;

—   учебно-педагогическая документация.

3.4. Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими структуру, задачи и функции учреждения; организацию ее работы; права и обязанности, ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность учреждения

4. Организационная структура уровней управления учреждением

4.1. Первый уровень структуры — уровень директора (по содержанию — это уровень стратегического управления) Директор школы совместно с Советом школы:

—  определяет стратегию развития школы;

—  представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях;

—  несет персональную и юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы.

Совет школы:

 -принимает решения по важнейшим вопросам деятельности педагогического и ученического коллективов;

—  решает вопросы развития материально- технической базы учреждения;

—  принимает участие в развитии учреждения.

Педагогический совет:

—  утверждает образовательную программу и учебный план школы.

—  утверждает годовые графики учебного процесса;

— утверждает план работы школы на учебный год и др.

4.2. Второй уровень структуры управления — уровень руководителей МО, учителей, функциональных служб (по содержанию — это уровень оперативного управления)

Методическое объединение — структурное подразделение методической службы, объединяет учителей одной образовательной области.

Руководитель выбирается из состава членов МО и утверждается приказом директора.

МО:

—  ведет методическую работу по предмету;

—  организует внеклассную деятельность обучающихся;

—  проводит анализ результатов образовательного процесса и др.

4.3 Общественные субъекты управления действуют в соответствии с нормативными документами и локальными актами учреждения